До начала периода реформ один из крупнейших китайских философов
Ван Ян-мин (王陽明, 1472-1529) считался в КНР персоной нон-грата. Аристократизм и участие в подавлении массовых восстаний, философский субъективизм, ассоциации с кантианством и духовным обновлением капитализировавшейся Японии, личная симпатия и идейная преемственность антикоммуниста
Чан Кай-ши (1887-1975) — все эти факторы обусловили его резко отрицательную оценку, сочетавшуюся с замалчиванием.
Ныне все перевернулось с ног на голову, Ван Ян-мин стал вызывать к себе все большее внимание и пользоваться все большим почетом. Его Полное собрание сочинений (
Ван Ян-мин цюань-цзи) выдержало в КНР с 1992 по 2012 г. более десятка изданий в двух, трех и шести томах. Выпущенный в 2011 г. в Шанхае трехтомник уже в следующем году увидел свет в 4-ой допечатке, а общий тираж издания составил 20400 экземпляров. На его суперобложке воспроизведена супероценка, данная столпом официального конфуцианства, высшим сановником и академиком Ханьлинь -
Цзэн Го-фанем (1811-1872): «Ван Ян-мин, исправив старую духовную атмосферу и создав новую, совершил подвиг не меньший, чем
Юй», т.е. философ сопоставлен с великим культурным героем, усмирившим потоп, и идеальным правителем полумифической древности, основавшим первую китайскую династию Ся. Подзаголовок на популярной антологии его высказываний, выпущенной в 2012 г. в Пекине, гласит: «Учение о сердце Ван Ян-мина – чудесная мудрость, циркулирующая в кроветоках китайцев последние пятьсот лет» (Ван Ян-мин цзуй шэнь-ци ды синь-сюэ [Самое чудесное учение о сердце Ван Ян-мина] / Сост. Ло Чжи), а на обложках новейших (того же года) монографий о нем (
У-мань Лань-цзян 雾满拦江. Шэнь-ци шэн-жэнь Ван Ян-мин [Чудесный святомудрый человек Ван Ян-мин]. Чанша, 2012;
Хэ Лань-шань 鹤阑珊. И-шэн фу-шоу бай Ян-мин [Всю жизнь склонять голову перед [Ван] Ян-мином]. Пекин, 2011;
Чжао-цзя Сань-лан 赵家三郎. Вэй-синь ю-у Ван Ян-мин чжэн-чжуань [Только сердце обладает вещами: правильная биография Ван Ян-мина]. Нанкин, 2012) отмечается его влияние на создателей современного Китая –
Сунь Ят-сена (1866-1925), Чан Кай-ши и
Мао Цзэ-дуна (1893-1976), приводится популярное мнение, что он – второй после
Конфуция «святомудрый» (
шэн 圣) китаец, и утверждение одного из крупнейших неоконфуцианцев нашего времени
Ду Вэй-мина (杜維明, Tu Wei-ming, род. 1940): «XXI век будет веком Ван Ян-мина».
Напоминающий рождение нового или возрождение старого культа, подобный поворот на 180
о в начале XXI в., на наш взгляд, объясняется не только общей позитивной переоценкой традиционных ценностей, но и более конкретно - активным поиском национальной идеи. На обретение этой роли у янминизма, как и столетие назад, появились значительные шансы благодаря двум злободневными факторам. Во-первых, в условиях снятия идеологических шор и стремления к полному объединению всех разносистемных китайских сообществ (как внутри страны, так и вовне - от Сянгана/Гонконга и Тайваня/Формозы до
хуа-цяо в дальнем зарубежье) особый вес приобретает фигура общего предшественника и Сунь Ят-сена, и Чан Кай-ши, и Мао Цзэ-дуна. Во-вторых, при установке на формирование во всем мире положительного образа Китая весьма привлекательным выглядит Ван Ян-мин как создатель наиболее развитого национального учения, вышедшего за границы своего отечества, в сопредельные страны (прежде всего Японию и Корею) и завоевавшего международную популярность.
Ст. опубл.: Международная научная конференция «Конфуцианство в России» (Москва, 28-29 ноября 2013 г.). С. 1415.